Древесина. Строение. Породы.

Строение древесины.

Строение древесины. На поперечном разрезе ствола дерева можнож созидать сердцевину, кожуру и древесину с годичными покровами.

Чтоб приобрести наиболее полное представление о строении древесины, осматривают три ключевых разреза ствола — поперечный, радиальный и тангентальный (рис. 1), на тот или другой видны годичные круги. На поперечном разрезе эти круги обладают вид концентрических окружностей, на радиальном — продольных полос, на тангентальном — зигзагообразных конусообразных линий.

На поперечном разрезе ствола отличаются ясные, блещущие, направленные от сердцевины к кожуре полосы — сердцевинные полупрямые. У одних пород они ясно выражены (дуб, бук), у остальных — чуток приметны (сосна, липа и др.). В мозаичных службах необычно ценятся породы с ясно выраженными сердцевинными проблесками. На радиальном разрезе сердцевинные полупрямые обладают вид ленточек различной длины, на тангентальном-ограниченных маленьких черточек.

У каждой породы на разрезах ствола наблюдается соответствующий набросок, тот или другой принято именовать текстурой.

Появляется он при перерезании волокон годичных покровов и сердцевинных полупрямых. Текстура зависит сначала от нрава годичных колец, наличия сердцевинных полупрямых и строения волокон. Крупное воздействие на текстурный набросок оказывает украшающий пигмент — а также разница в цвете ранешней и поздней древесины. Необычно это приметно на тангентальном разрезе. Выразительность текстуры зависит от ширины годичных колец (ясно проявляется у каштана, белоснежной акации, тополя). Время от времени разница в ширине годичных колец смешивается с их типичным волнистым строением.

Древесина лесных пород окрашена традиционно в ясный цвет. У неких из их (граб, береза, ольха) этот цвет распространяется на всю толщину ствола, а у дуба, лиственницы, сосны центральная количество черная. Темноокрашенную количество ствола нарекают ядром, а ясную — заболонью. Породы с ясно выраженным ядром приходят ядровыми, другие — заболонными. Ядро появляется за счет отмирания клеток древесины, отложения дубильных, украшающих веществ и смолы (у хвойных пород). Юные деревья ядра не обладают. Переход от заболони к ядру быть может резким либо плавным. Это чрезвычайно главная для древесины черта, потому что конкретно она прибывает решающим фактором при выборе мат-ла для облицовочных и мозаичных занятий.

 

alt

 

Рис. 1. Генеральные разрезы ствола дерева:
1 — поперечный;
2 — радиальный;
3 — тангентальный.

На поперечном разрезе лиственных пород видны сосуды для подвода питательных веществ. Эти сосуды посещают в генеральном в древесине годичных покровов. Ежели они образуют всеобщие кольца, то породы нарекают кольцесосудистыми, ежели же они умеренно распределены по цельной ширине годичного покрова, то породы носят заглавие рассеяннососудистых. К кольцесосудистым иметь отношение дуб, ясень, ильм, вяз, карагач и др., к рассеяннососудистым — граб, клен обычный, береза, грецкий орешек, груша  чинара (платан), самшит, липа, ольха, осина и др. На радиальном и тангентальном разрезах сосуды обладают вид продольных бороздок.

Пороки древесины.

На красу текстурного рисунка влияют не только лишь методы распиливания древесины, да и отличия от строения и развития ствола. Более отличительными кое-где с ошибочным расположением волокон приходят разнообразные развилки, прикорневая количество ствола, наросты на стволах — капы и наплывы. К порокам древесины иметь отношение также нарушения в самой ее структуре, выражающиеся в грибных поражениях клетчатки ствола. Это вызывает изменение цвета и неких остальных параметров, влияющих на текстурный набросок. Экие отличия в строении древесины обладают огромную ценность для мозаичных занятий.

Цели употребления древесины определяют значение того либо другого порока.Более ценные узоры раздобываются из капов орехового дерева, карельской березы, тополя, ясеня, черешни, березы обычной, клена, груши. Набросок «птичий глаз» появляется за счет нераспустившихся почек у маньчжурского ясеня, белоснежного клена, карельской березы. Необычно прекрасной текстура капов посещает при тангентальном разрезе. Не надо забывать, что текстура ценится едва в случае прозрачной отделки.

Средние сучки понижают ценность конструктивных компонентов, тот или иной идут под прозрачную отделку. Не рекомендуется в дышащих компонентах агрегата использовать невысушенную древесину с сучками, потому что высохнув, сучок утрачивает касательство с основанием и обессиливает агрегат. В этаких вариантах сучки высверливают и в отверстия вделывают на клею неотзывчивые заглушки. В мозаичных же службах сучки выступают в качестве изобразительного ингредиента для наборного сюжета.

Свилеватость — это волнистое размещение волокон, необычно в прикорневой доли дерева. Почаще итого свилеватость наблюдается у клена, дуба, карельской березы, орешка и др. С сиим пороком древесина тяжело поддается обработке, зато при изготовлении строганого шпона она высоко ценится, необычно у орешка, клена. Отличительны в этом отношении и наплывы — наросты на прикорневой доли ствола.

Косослой — порок, выражающийся в том, что волокна древесины расположены наискось. Древесина с косослоем не применяется для производства ручек ударных столярных приборов, воспринимающих поперечную нагрузку, но это — находка мозаиста.

Наиболее редкими пороками формы ствола приходят завиток, смоляной карман, крень, двойная сердцевина, пасынок, сухобокость, прорость, засмолок, рак, неправильное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, водослой и др.

Завиток отличителен автохтонным искривлением годичных покровов вследствие воздействия прорости либо сучков ствола. Завитки посещают сквозные и односторонние. Элемента, тот или иной обязаны веять полноценную нагрузку, выделывают из древесины без завитков, снижающих ее крепкость. Как и вторые пороки, завиток отыскал обширное использование в мозаичных службах.

Смоляные карманы, крень и засмолок отличительны для хвойных пород, необычно для ели.

Прорость — участок дерева, претерпевший механическое повреждение клетчатки. Густо в площади проросшего участка встречаются засмолки и грибные пятнышка.

Неправильное ядро представляет из себя порок, при тот или другой внутренняя количество ствола обладает различную окраску, в генеральном мрачно-коричневую с мрачно-зеленоватым либо лилово-фиолетовым цветом, что чрезвычайно ценно в мозаичных службах.

Пятнистость выражается в окраске заболони в внешности продолговатых прожилок. По цвету они подсказывают ядровую ткань древесины. Этот порок-следствие грибных поражений клетчатки. Размещается он в генеральном на пограничном покрове ядра и заболони.

Внутренняя заболонь отличительна для лиственных пород. Ее участки размещаются в ядровой древесине и обладают цвет заболони. Всеобщие либо прерывистые кольца двойной заболони состоят из мягенькой древесины, что содействует потом растрескиванию пиленого мат-ла. Двойная заболонь встречается у дуба, ясеня и -неких остальных лиственных пород. Для мозаичных занятий этот порок чрезвычайно ценен.

В лиственных и хвойных породах время от времени встречаются участки, на тот или другой в природных критериях древесина заслуживает иной цвет. Цветовые тона этаких участков посещают темнее и яснее главного тона окраски покровов древесины. В лиственных породах выходит буро-красноватая окраска, в хвойных — ясно-желтоватая.

Грибным поражениям древесина подвергается в итоге действия на нее разного рода гнилей. При всем этом цветовой тон отдельных участков древесины модифицируется. Густо грибные хвори поражают древесину на сплавах леса. При определенных критериях (в частности, при температуре наружней среды 15…25 °С и влаги древесины 30…60 %) грибные споры развиваются необычно интенсивно. На основных стадиях свойского развития грибные пятнышка и полосы не понижают свойства древесины, а изменяют едва окраску определенных участков. На породах со ясной древесиной грибные поражения обладают вид продолговатых полос и колец разных цветов: сероватого, фиолетового, красно-коричневого, красного и др. Начинающему столяру нужно выучиться различать здоровую древесину от древесины, пораженной так, что ее мех-ские характеристики не разрешают применять ее для определенных внешностей занятий (под перегрузкой, в брутальной среде и т. д.). Древесина, пораженная ядровой гнилостью, не годится ни для столярных, ни для наборных мозаичных занятий, потому что она чрезвычайно мягенькая и хрупкая.

Ядровая гнилость на главной стадии поражения древесины еще не влияет на ее мех-ские характеристики; для мозаистов она ведома под заглавием мраморной гнилости лиственных .пород. Заболевшая древесина при всем этом пронизана белоснежными и темными чертами с красноватой окантовкой. Должно изгибу здоровых волокон, нити мраморной гнилости препровождают собой красочную картину. Древесина, пораженная мраморной гнилостью, постоянно будет находкой для мозаиста. Живут и вторые внешности ядровой гнилости: коричневая трещиноватая и пестрая ситовая.

Заболонная окраска развивается в срубленной древесине, не снижая ее твердости. В генеральном это посещает у хвойных пород. Для сосны отличительна синева, тот или другой заслуживает то серый, то зеленый оттенок. Этому пороку сопутствуют цветные заболонные пятнышка с окраской участков древесины в желтоватый, розовый, фиолетовый, карий и оранжевый тона. По интенсивности цвета они посещают различные; глубина проникания их ограничивается верхними покровами заболони. Мозаисты с фуррором употребляют заболонную окраску древесины без употребления доп действия на нее хим продуктами и красителями, немножко вуалирующими текстуру.

Побурение, тот или другой квитается пороком срубленного дерева и распространяется от периферии к центру в внешности пятен различной интенсивности, густо встречается у лиственных пород (осины, березы, бука).

Осмотренные пороки понижают строй свойства древесины, но в маркетри играют полноценную роль. Не имейся их, текстура древесины обнищала бы и не стала иметься выразительным средством в мозаике по дереву.

________________________________